ЗВУКОВАЯ КАРТА
Звуковая карта (звуковая плата, аудиокарта; англ. sound card) — дополнительное
оборудование персонального
компьютера, позволяющее обрабатывать звук (выводить на акустические системы и/или записывать). На момент появления
звуковые платы представляли собой отдельные карты
расширения, устанавливаемые в соответствующий
слот. В современных компьютерах чаще представлены в виде интегрированного в
материнскую плату аппаратного
кодека (согласно спецификации
Intel AC'97 или Intel HD Audio).
История
звуковых карт для IBM PC
Поскольку IBM PC проектировался не как мультимедийная машина, а инструмент для решения
научных и деловых задач, звуковая карта на нём не была предусмотрена и даже не
запланирована. Единственный звук, который издавал компьютер, был звук встроенного динамика, сообщавший о
неисправностях. (На компьютерах фирмы Apple звук присутствовал изначально.)
В 1986
году в продажу поступило
устройство фирмы Covox Inc. Оно присоединялось к
принтерному порту IBM PC и позволяло воспроизводить монофонический цифровой
звук. Пожалуй, Covox можно считать первой внешней звуковой
платой. Covox был очень прост и дешев по устройству (практически простейший
резистивный ЦАП) и оставался популярным в течение 90-х годов. Появилось большое
количество модификаций, в том числе — для воспроизведения
стереофонического звучания.
В 1988
году фирма Creative Labs выпустила устройство Creative Music
System (С/MS,
позднее также продавалась под названием Game Blaster) на основе
двух микросхем звукогенератора Philips SAA 1099, каждая из которых могла воспроизводить по
6 тонов одновременно. Примерно в это же время компания AdLib выпустила свою карту, одноимённую с
названием фирмы, на основе микросхемы YM3812 фирмы Yamaha. Данный синтезатор для
генерации звука использовал принцип частотной
модуляции (FM, frequency modulation). Данный
принцип позволял получить более естественное звучание инструментов, чем у Game Blaster.
Вскоре Creative выпустили карту на
той же микросхеме, полностью совместимую с AdLib, но превосходящую её по
качеству звучания. Эта плата стала основой стандарта Sound Blaster,
который в 1991 году Microsoft включила в стандарт Multimedia PC (MPC). Однако эти карты имели ряд
недостатков: искусственное звучание инструментов и большие объёмы файлов, одна
минута качества AUDIO-CD занимала порядка 10 Мегабайт.
Одним из методов сокращения
объёмов, занимаемых музыкой, является MIDI (Musical Instrument Digital Interface) — способ записи команд, посылаемых
инструментам. MIDI-файл (обычно это файл с расширением mid)
содержит ссылки на ноты. Когда
MIDI-совместимая звуковая карта получает эту ссылку, она ищет необходимый звук
в таблице (Wave Table).
Стандарт General MIDI описывает около 200 звуков. Карты,
поддерживающие этот стандарт, обычно имеют память, в которой хранятся звуки,
либо используют для этого память компьютера. Одной из первых wavetables-карт
была Gravis Ultrasound,
получившая в России прозвище «Гусь» (от сокращённого
названия GUS). Creative, стремясь упрочить своё положение на рынке, выпустила
собственный звуковой процессор EMU8000 (EMU8K)
и музыкальную плату на его основе Sound
Blaster AWE32, которая была, несомненно, лучшей
картой того времени. «32» — это количество голосов MIDI-синтезатора в
карточке.
С возрастанием мощности
процессоров, постепенно стала отмирать шина
ISA, на которой работали все предыдущие звуковые карты, и многие производители
переключились на выпуск карты для шины
PCI. В 1998 году компания Creative вновь делает широкий
шаг в развитии звука и выпуском карты Sound
Blaster Live! на аудиопроцессоре
EMU10K, который поддерживал технологию EAX,
устанавливает новый стандарт для IBM PC, который остаётся (в
усовершенствованном виде) актуален и по сей день.
Интегрированная аудиоподсистема
AC'97 (сокращенно от англ. audio codec '97) — это стандарт для аудиокодеков, разработанный подразделением Intel Architecture
Labsкомпании Intel в
AC'97 состоит из встроенного
в южный мост чипсета хост-контроллера
и расположенного на плате аудиокодека.
Хост-контроллер (он же цифровой контроллер, DC'97; англ. digit controller) отвечает за обмен
цифровыми данными между системной шиной и аналоговым кодеком. Аналоговый кодек —
это небольшой чип (4×4 мм, корпус TSOP, 48 выводов), который
осуществляет аналогоцифровое и цифроаналоговое
преобразования в режиме программной передачи или по DMA. Состоит из узла, непосредственно
выполняющего преобразования — АЦП/ЦАП (аналоговоцифровой
преобразователь / цифроаналоговый преобразователь; англ. analog digital converter / digital analog converter, сокр. ADC/DAC). От качества применяемого АЦП/ЦАП во многом зависит
качество оцифровки и декодирования цифрового звука.
HD Audio (от англ. high definition audio — звук высокой четкости) является эволюционным
продолжением спецификации AC'97, предложенным компанией Intel в 2004 году, обеспечивающим
воспроизведение большего количества каналов с более высоким качеством звука,
чем при использовании интегрированных аудиокодеков
AC'97. Аппаратные средства, основанные на HD Audio, поддерживают 24-разрядное качество звучания (до 192
кГц в стереорежиме, до 96 кГц в многоканальном
режимах — до 8 каналов).
Формфактор кодеков и передачи информации между их элементами остался
прежним. Изменилось только качество микросхем и подход к обработке звука.
AC '97 |
HD Audio |
Преимущество HD Audio |
20 бит 96 кГц максимум |
32 бит 192 кГц максимум |
Полноценная поддержка новых форматов,
таких как DVD-Audio |
2.0 |
5.1/7.1 |
Полноценная поддержка новых
форматов, таких как Dolby Digital
Surround EX, DTS ES |
Полоса пропускания 11,5 Мб/с |
48 Мб/с выход, 24 Мб/с вход |
Выше полоса пропускания позволяет
использовать большее число каналов в более детальных форматах |
Фиксированная полоса пропускания |
Задаваемая полоса пропускания |
Используются только необходимые
ресурсы |
Определённый канал DMA |
DMA каналы общего назначения |
Поддержка многопоточности
и нескольких подобных устройств |
Одно звуковое устройство в
системе |
Несколько логических звуковых
устройств |
Поддержка концепции Digital Home / Digital Office, вывод разных
звуков на разные выводы для мультирумных
возможностей и отдельного голосового чата во время онлайн-игр |
Опорная частота задаётся извне,
основным кодеком |
Опорная частота берётся от чипсета (ICH) |
Единый высококачественный
задающий генератор для синхронизации |
Стабильность работы зависит от стороннего ПО третьих фирм |
Универсальная архитектура
звукового драйвера от Microsoft |
Единый драйвер для большей
стабильности OS и базовой функциональности, не требуется специальная
установка драйверов |
Ограниченное автоопределение
и переопределение |
Полное автоопределение
и переопределение |
Полная поддержка Plug and Play |
Стереомикрофон или 2 микрофона |
Поддержка массива из 16
микрофонов, максимум |
Более точные ввод и
распознавание речи |
Основные
производители: