7.1.3. ОБЩАЯ СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ НА ПАСКАЛЕ

 

В Паскаль – программе могут быть написаны следующие разделы (рис.1):

1.      Заголовок программы.

2.      Раздел объявлений.

3.      Тело программы (основной блок программы).

 

Заголовок программы состоит из зарезервированного слова program и идентификатора программы.

Раздел объявлений может включать в себя любое количество объявлений используемых библиотек, меток, констант, типов, переменных, процедур и функций.

 

Правило. В любом месте программы можно использовать лишь те элементы, которые были объявлены ранее по тексту программы.

 

Основной блок – это собственно программа, использующая всё, что было объявлено. Он начинается словом begin и заканчивается словом end с точкой. После завершающей точки любой текст игнорируется.

Основной блок состоит из операторов (предложений языка программирования), записанных в соответствии с алгоритмом. Операторы отделяются друг от друга символом  ; .

 

program

имя_программы;

Заголовок

uses

 

Раздел объяв-

лений

 

список используемых библиотек (модулей);

label

 

 

список меток в основном блоке программы;

const

 

 

определение констант программы;

type

 

 

описание типов;

var

 

 

определение глобальных переменных программы;

procedure

 

 

определение процедур;

function

 

 

определение функций;

begin

 

Основной блок программы

 

операторы;

end.

 

Рис. 1. Полный вариант структуры Паскаль - программы

 

Операторы подразделяются на простые и структурные. К простым операторам относятся операторы присваивания, перехода, процедуры. К структурным – операторы условия, выбора, цикла, составные. Составной оператор представляет собой последовательность операторов, заключенных в слова begin и end.   

Программист, набирая текст программы, имеет право произвольно располагать строки на экране. Однако программа легче читается, если в строке записывается только один оператор, а логически подчиненные структуры записаны на одну строку ниже и на одну–две позиции правее по отношению к более старшим.

 

Пример.

program primer;                                          { Программа сложения двух чисел }

var

  x, y, summa: real;                                       {        Описание переменных           }

begin

  readln (x,y);                                               {         Ввод исходных чисел            }

  summa:= x+y;                                            {               Расчет суммы                    }

  writeln (‘Сумма x и y равна’, summa);     {            Вывод результата                }

end.