Основные сведения о Visual Basic

 

Запустив Visual Basic, вы попадаете в среду разработки Visual Basic (Integrated Development Environment – IDE). Это полноценное рабочее место программиста, где, собственно, и создаются все программы (рис 1).

 

Рис 1. Интегрированная среда разработки (IDE) Visual Basic

 

Каждая из составных частей IDE предлагает средства, влияющие на различные аспекты деятельности.

Строка меню позволяет управлять всей работой по созданию программного продукта. Панель инструментов предоставляет быстрый доступ ко многим возможностям меню с помощью своих кнопок.

Формы – основные строительные блоки программ на Visual Basic, то где размещаются все элементы, с которыми взаимодействуют пользователи программы. Приложение может иметь много форм или только одну. Формы размещаются в окне дизайнера форм. Именно здесь, в окне дизайнера форм, в нее добавляются элементы управления. Для каждого окна можно открыть окно кода, в которых производится работа с программным кодом Visual Basic. Окно кода можно открыть, дважды щелкнув на форме или элементе управления, а также выбрав пункт «Code» меню «View» (рис. 2).

То, что помещается в форму, представляет собой элементы управления, которые позволяют пользователю программы выполнять различные действия, например, вводить данные или щелкать на кнопках. Панель «ToolBox» используется для добавления в формы проекта различных элементов управления.

В окне «Solution Explorer» отображаются те проекты, над которыми вы работаете в данный момент, а также различные части каждого из них. В окне свойств («Properties») можно просматривать и устанавливать свойства элементов управления, форм и модулей.

 

Рис. 2. Окно кода программы модуля

 

·         «Solution Explorer» помогает осуществить управление несколькими проектами. Он представляет собой иерархическую древовидную структуру. Проекты находятся на вершине этого дерева, а части проекта (формы, модули и т.д.) ответвляются от них. Чтобы поработать с какой-то частью этого дерева, ее нужно отобразить, дважды щелкнув на ней мышью. «Solution Explorer» – исключительно полезное средство в деле создания больших приложений.

 

Одно из достоинств Visual Basic, позволяющее сократить время программирования, заключается в обладании огромным количеством готовых заготовок (элементов управления «ActiveX»). «ActiveX», представляющие собой разработанную Microsoft технологию, позволяющую создавать небольшие программы (называемые элементами управления), из которых можно строить большие приложения.

Элементы управления располагаются в IDE на панели «ToolBox». Небольшая их часть, уже расположена на панели по умолчанию (встроенные), т.е. реализованы прямо в коде ядра Visual Basic (см. табл. 1). Остальная их часть требует предварительного подключения. Осуществить это можно в диалоговом окне «Components», доступ к которому можно получить из меню «Project». В нем помечаются нужные пункты списка и при нажатии на клавишу «Ok» выбранные элементы управления окажутся на панели.

Есть две возможности добавить элемент управления в форму: с помощью двойного щелчка и путем прорисовки. При собственноручной прорисовке элемента управления в форме вы можете сразу поместить его в нужное место и придать ему необходимый размер.

После добавления элемента управления в форму, для придания ему необходимых свойств, его необходимо сконфигурировать. Осуществляется это с помощь специального меню в окне «Properties». Каждый элемент управления обладает своим собственным набором свойств, не зависящих от других. Для этого необходимо выделить элемент, нуждающийся в конфигурировании, и в окне «Properties» появятся именно его набор параметров, каждому из которых можно придать нужное значение.

Таблица 1

Некоторые встроенные элементы управления

Label

Надпись. Отображает текст в форме.

TextBox

Текстовое поле. Используется для отображения текста, а также позволяет пользователю вводить новый или редактировать существующий текст.

Button

Командная кнопка. Позволяет пользователю инициировать некоторые действия.

Timer

Таймер. Позволяет программе выполнять действия в реальном времени без вмешательства пользователя.

PictureBox

Окно рисунка. Отображает графические элементы (изображения) в форме и может служить контейнером

Frame

Рамка. Служит контейнером для других элементов управления.

CheckBox

Флажок (ячейка пометки). Позволяет пользователю подключать и отключать опции.

RadioButton

Переключатель. Позволяет пользователю выбирать один элемент из группы; должен использоваться в группах из двух или более элементов.

ComboBox

Поле со списком. Позволяет пользователю производить из списка выбор и добавлять в него новые значения.

ListBox

Список. Позволяет пользователю выбрать элемент из списка.

Vertical ScrollBar

Вертикальная полоса прокрутки. Позволяет пролистывать данные по вертикали в другом элементе управления.

Horizontal ScrollBar

Горизонтальная полоса прокрутки. Позволяет пролистывать данные по горизонтали в другом элементе управления.

 

При работе с элементами управления Visual Basic оперирует такими понятиями, как свойства, методы и события. Говоря простым языком, «свойства» характеризуют объекты, «методы» заставляют объекты выполнять некоторые действия, а «события» происходят, когда объект что-то выполняет.

Каждый объект в Visual Basic, например форма или элемент управления, имеет свой собственный набор свойств, которые придают ему нужные характеристики, например:

·        Left – позиция элемента управления относительно левого края его контейнера.

·        Top – позиция элемента управления относительно верхнего края его контейнера.

·        Height – высота элемента управления.

·        Width – ширина элемента управления.

·        Visible – свойство, определяющее видимость элемента управления во время выполнения программы (кроме невидимых элементов, например «Timer»).

·        Enabled – свойство, определяющее, может ли пользователь работать с этим элементом управления.

 

Методы представляют собой фрагменты программного кода, внедренные непосредственно в объект и выполняющие ту или иную задачу. Хотя разные объекты и обладают разными методами, некоторые присущи большинству из них:

·        Move – в ответ на запрос программы перемещает объект.

·        Drag – обрабатывает операции наподобие «перетащить и бросить».

·        SetFocus – передает фокус вызвавшему объекту.

·        Zorder – определяет порядок размещения нескольких объектов на экране.

 

События – это то, что происходит в программе и за ее пределами. Например, когда пользователь щелкает по кнопке, происходит сразу несколько событий: нажимается кнопка мыши (MouseDown), щелкает командная кнопка (Click), отпускается кнопка мыши (MouseUp), кроме того, происходит событие приобретения этой кнопкой фокуса (GetFocus) и его снятия у объекта (LostFocus), который до этого был в фокусе.

Большинство событий происходит в результате специфических действий пользователя – события инициируемые пользователем. Но существуют особые объекты, такой как «Timer», способный генерировать события через определенные промежутки времени, без вмешательства пользователя. Это необходимо, когда выполнение программы происходит в режиме реального времени.

Создание программ на Visual Basic выполняется в духе событийного или событийно-управляемого программирования. Это означает, что большая часть написанного программного кода будет выполняться при возникновении событий. Когда происходит некоторое событие, Windows посылает программное сообщение, программа интерпретирует его, определяет соответствующее событие и выполняет определенные действия. Если в программе нет кода для этого события, то оно игнорируется.

Программный код, который выполняется в ответ на определенное событие, оформлен в виде особой процедуры – процедуры обработки события, имеющей следующий формат записи:

Private Sub NameControl_<Событие>(<Список параметров>)

<Программный код процедуры>

End sub

·         Private – кодовое слово, определяющее видимость процедуры в структуре приложения;

·         Sub – кодовое слово, определяющее вид программного блока;

·         NameControl – имя объекта генерирующего событие (элемент управления или форма);

·         <Событие> – название конкретного события;

·         <Список параметров> – перечень параметров, значения которых будут переданы процедуре в момент ее вызова (для некоторых событий отсутствует или необязателен);

·         <Программный код процедуры> – часть программы, которая должна быть выполнена в ответ на событие;

End Sub – завершающая процедуру строка.