Концепция: Артефакт
Артефакт - это продукт работы, который содержит описания и определения материальных, нетривиальных продуктов работы.
Основное описание

Артефакты - это материальные продукты работы, которые создаются, изменяются и используются в ходе выполнения задач.  Одни артефакты могут состоять из других. Например артефакт модели состоит из элементов модели, которые также представляют собой артефакты. Артефакты могут применяться для определения многоразовых ресурсов.  Роли пользуются артефактами для выполнения задач и создают артефакты в результате их выполнения.

За каждый артефакт отвечает конкретная роль, что упрощает управление ответственностью и передает идею о том, что для создания любого информационного объекта требуется определенный набор навыков и умений. Притом что артефакты определенного типа могут "принадлежать" одной роли, другим ролям может быть разрешено использовать и изменять их.

Как правило, артефакты - это не документы. Во многих методах уделяется чрезмерное внимание документам, и в частности, бумажным документам. Самый эффективный и рациональный подход к управлению артефактами проекта заключается в том, чтобы хранить их  внутри инструмента, с помощью которого они создаются и используются. При необходимости с помощью этих инструментов можно создавать документы (моментальные копии артефактов).

Примеры артефактов:

  • Спецификация варианта в Microsoft® Word®
  • Модель проекта в Rational Software Architect.
  • План проекта в Microsoft® Project®.
  • Дефект в Rational ClearQuest.
  • База данных требований к проекту в Rational RequisitePro.

Учтите, что графические объекты, например диаграммы UML, табличные данные, например краткие списки, и даже текстовую информацию, например краткое описание видения, можно хранить и в форматах доски и плаката. Эти форматы удобны для небольших коллективов, сотрудники которых работают в непосредственной близости друг от друга.

В то же время некоторые артефакты, например внешние входные данные проекта, удобнее всего хранить в виде обычных текстовых документов. Для хранения текстовых данных в электронном виде рекомендуется пользоваться инструментами совместной работы, например средой вики или Groove. Это повышает удобство управления версиями и содержанием документов. Это особенно важно в ситуациях, когда для выполнения требований системы контроля необходимо хранить архивные данные. При разработке любых сложных продуктов, особенно если над ними работают большие коллективы, почти наверняка осуществляется управление конфигурацией и изменениями. Если это невозможно для простых продуктов работы, управление изменениями реализуется на уровне контейнеров, в которых хранятся простые продукты. Например, при разработке программного обеспечения можно осуществлять контроль изменений на уровне всей модели проекта, а не на уровне отдельных классов.