Введение
В процессе анализа архитектор создает начальную диаграмму локальности. Диаграмма локальности содержит совокупность
нефункциональных требований к системе, например требований к надежности и пропускной способности, и применяется для
анализа таких требований и способов их удовлетворения.
Как правило, разработка сопряжена с планированием пропускной способности, допустимой частоты сбоев и т.п. В результате
для каждого элемента локальности создается набор производных дополнительных требований. Эти требования позволяют
определить характеристики локальности. Производные требования и характеристики уточняются и пересматриваются в процессе
формализации и уточнения подсистем (во всех локальностях).
Дополнительные требования к системе в целом оказывают влияние на содержание подсистем (программное обеспечение,
аппаратное обеспечение, персонал), при этом характеристики подсистем и локальностей, в свою очередь, влияют на
характеристики системы в целом.
Измерение качества обслуживания (QoS)
Качество обслуживания (QoS) - это понятие, охватывающее нефункциональные требования к продукту. В QoS учитывается
довольно широкий набор характеристик, включая надежность, простоту обслуживания и простоту эксплуатации продукта, а
также его безопасность, зависимость от человеческого фактора и т.д. Вопросами, относящимися к безопасности и другим
инженерным вопросам, обычно занимаются эксперты в соответствующих областях. На плечи разработчиков программного
обеспечения и системы обычно ложатся следующие задачи:
-
Производительность - насколько хорошо система работает с точки зрения быстродействия (пропускная способность, время
отклика, удовлетворение требованиям по срокам).
-
Надежность и отказоустойчивость - как долго система может работать безотказно и как она обрабатывает незначительные
ошибки. Одна из важнейших характеристик надежности - среднее время бесперебойной работы (MTBF).
-
Простота обслуживания - насколько просто обеспечить постоянную работоспособность системы и много ли усилий нужно
прикладывать для диагностики и устранения неполадок. Основной критерий простоты обслуживания - среднее время
восстановления работоспособности системы (MTTR).
Перед построением системы инженеру зачастую приходится полагаться на модели системы для определения альтернативных
решений и формулирования нефункциональных требований. Эти модели сравниваются на предмет обеспечения необходимого
качества обслуживания (QoS) и стоимости реализации. Изучение альтернативных вариантов для компромиссного выбора
- одна из важнейших составляющих разработки всех уровней системы. Качество синтеза потенциальных решений очень сильно
зависит от опыта и квалификации архитектора. Анализ этих решений (путем математического моделирования, имитационного
моделирования и т.п.) должен быть сравнительно механическим. Однако точность результатов анализа сильно зависит от
качества входных данных и точности моделей.
Для упрощения анализа моделей с точки зрения QoS разработан широкий спектр технологий, перечисленных выше. Например,
для анализа производительности встроенного программного обеспечения реального времени применяется монотонный анализ
пропускной способности [см. Klein, M. H., et al. A Practitioners' Handbook for Real-Time Analysis: Guide to Rate
Monotonic Analysis for Real-Time Systems, Kluwer Academic Publishers, 1993], and Failure Mode Effects and
Criticality Analysis (FMECA), for hardware failure and safety risk identification and characterization [see Kececioglu,
Dimitri, Reliability Engineering Handbook, Vol. 2, PTR Prentice Hall, 1991].
Поддержка различных методик анализа в UML реализована на с помощью механизма профилей (см. UML Profile for
Schedulability, Performance, and Time Specification и UML Profile for Modeling Quality of Service and Fault
Tolerance Characteristics and Mechanisms. Эти профили (их можно загрузить с сайта www.omg.org) содержат аннотации для моделей UML, позволяющие измерять характеристики моделей и
сравнивать их с ожидаемыми величинами с помощью разнообразных инструментов и методик анализа.
|