Рекомендация: Практический семинар по анализу вариантов использования
Практический семинар по анализу вариантов использования - это первый шаг по переходу из сферы требований в сферу анализа. Данная рекомендация объясняет, как запланировать и провести этот семинар.
Взаимосвязи
Основное описание

Введение

Анализ вариантов использования, выполняемый в качестве групповой задачи, важен на ранних итерациях для создания группы и для получения общего представления об архитектуре системы. Это важная точка перехода в итерации, поскольку она позволяет перейти от пользовательского видения системы (представляемого вариантами использования) к представлению проектировщиков (аналитическим классам).

На последующих итерациях или с более опытной группой анализ вариантов использования может выполняться скорее как индивидуальная задача (если она вообще будет выполняться). Если существует хорошо согласованная модель проектируемой системы, то возможно, не стоит искать новые объекты, поскольку любое поведение системы, требуемое новыми вариантами использования, возможно, можно смоделировать с помощью существующих классов.

Необходимые знания

Семинар должен быть организован как мозговая атака, во время которой требуется, чтобы участники обладали знаниями в различных сферах, таких как:

  • Требования
  • Анализ и проектирование
  • Архитектура
  • Тестирование
  • Профессиональные знания
  • Общие вопросы методологии

Ограничьте состав 6 - 7 участниками, так как при большей численности группы не все участники будут активны.

Необходимое оборудование

  • Большая доска для составления схем и эскизов
  • Листы бумаги формата A3 или 33 X 40,6 см; размер зависит от наибольшего формата, обрабатываемого вашим копировальным аппаратом.
  • Скотч
  • Стикеры (если возможно, разных цветов)
  • Цветные фломастеры (красный, зеленый и синий).
  • Карандаши (красный, зеленый и синий).
  • Стены для прикрепления листов бумаги.

Необходимое время

При планировании на каждый вариант использования отведите в среднем несколько часов. Как правило, на анализ каждого последующего варианта будет уходить меньше времени, чем на анализ предыдущего, так как число новых классов будет уменьшаться, а опыт, накапливаемый участниками, будет увеличиваться.

Роли

Распределите роли между участниками семинара. Рекомендуется передавать обязанности от участника к участнику, чтобы каждый мог попробовать себя в разных ролях.

  • Руководитель: руководит обсуждением, рисует на доске диаграммы соединения. Обычно (хотя бы на первых порах) обязанности руководителя берет на себя консультант по методам; затем роль руководителя может передаваться другим участникам, чтобы они могли приобрести соответствующий опыт.
  • "Владелец" классов: записывает информацию о наборе присвоенных классов. Участников с этой ролью может быть несколько, каждый - с набором классов.
  • Секретарь: делает копии диаграмм соединения, изображенных на большой доске, используя для этого карандаши того же цвета.

Ход семинара

Участники последовательно рассматривают поток событий варианта использования. Для каждого поведения, определенного в рамках этого варианта использования, идентифицируется объект, предоставляющий это поведение. Этот объект может быть экземпляром уже существующего класса или классом, который необходимо будет создать.

Руководитель рисует на доске диаграмму соединения, а все остальные участвуют в обсуждении.

После того как диаграмма вариантов использования создана, необходимо сделать ее копию на листе формата A3 или A4 в тех же цветах, что и на доске.

Одновременно документируются обязанности объектов на листах бумаги формата A3/A4 (формат документа описывается в пункте "Настройка" в разделе Рабочий продукт: Аналитический класс). Напишите полномочия (обязанности), события и имена соответствующих классов на стикерах; это упростит процедуру передачи обязанностей от одного участника другому.

Рисование диаграмм соединения

Следующие соглашения упрощают чтение диаграмм и работу с ними во время семинара.

  • Изобразите все классы и ссылки и напишите имена объектов (синим цветом).
  • На стикерах зеленого цвета напишите текст сообщений и укажите, какого рода информация передается по ссылкам. Это облегчает чтение и позволяет легко перемещать сообщения между объектами для распределения ответственности между ними.
  • Напишите на отдельных стикерах красного цвета номера сообщений (то есть определите порядок событий в потоке). Это позволит скорректировать последовательность событий по мере перераспределения ответственности объектов во время семинара.

Нарисуйте одну диаграмму для основного потока событий варианта использования и дополнительные диаграммы - для дополнительных потоков. Для простых вариантов использования может быть достаточно одного представления.

пример диаграммы соединения

Пример диаграммы соединения для варианта использования Идентифицировать пользователя в банкомате.