Преподаватель Галиаскаров Э.Г, Лабутина Т.В.
I. ВВЕДЕНИЕ
Инженер должен: знать принципы построения аналитико-имитационных моделей информационных процессов, основные классы моделей и методы моделирования, методы формализации, алгоритмизации и реализации моделей на ЭВМ; уметь использовать методы и инструментальные средства моделирования при исследовании и проектировании информационных систем; иметь опыт применения математических моделей и методов анализа, синтеза и оптимизации детерминированных и случайных информационных процессов; иметь опыт моделирования информационных систем на современных ЭВМ на базе аналитико-имитационного подхода.
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 1.1. Цель преподавания дисциплины.
Целью преподавания дисциплины “Моделирование систем” является освоение студентами теоретических и практических основ методологии и технологии моделирования (в первую очередь компьютерного) при исследовании, проектировании и эксплуатации информационных систем 1.2. Задачи изучения дисциплины. В результате изучения дисциплины студенты должны: получить знания о методологии и технологии машинного моделирования систем; знать и уметь использовать основные математические схемы моделирования систем; владеть приемами имитационного моделирования; владеть приемами планирования эксперимента, обработки и анализа результатов моделирования; изучить инструментальных средств моделирования.
1.3. Рекомендации по изучению дисциплины.
При изучении дисциплины предполагается знание студентами математики, специальных глав математики, информатики, основ общей теории систем и системного анализа, методов описания информационных систем, принципов объектно-ориентированного программирования. Период прохождения курса (3 курс, 6 семестр, экзамен) II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Лекционный материал (22 часа): 1. Лекция 1. Основные понятия теории моделирования, современное состояние и общая характеристика проблемы моделирования систем. Моделирование как метод научного познания. Использование моделирования при исследовании и проектировании информационных систем. Перспективы развития моделирования систем. (2 часа) 2. Лекция 2. Принципы системного подхода в моделировании систем. Классификация видов моделирования систем. Возможности и эффективность моделирования систем на ЭВМ. (2 часа) 3. Лекция 3. Основные математические схемы моделирования информационных процессов и систем. Непрерывно - детерминированные модели. Дискретно - детерминированные модели. Конечные автоматы. (2 часа) 4. Лекция 4. Дискретно-стохастические модели. Непрерывно-стохастические модели. Вероятностные автоматы. Системы массового обслуживания. (2 часа). 5. Лекция 5. Сетевые модели. Моделирование параллельных процессов. Сети Петри. Е-сети. (2 часа) 6. Лекция 6. Формальное описание систем с помощью комбинированных моделей. Понятие агрегата и рассмотрение структуры агрегативной системы. (2 часа) 7. Лекция 7. Статистическое моделирование на ЭВМ. Основные предельные теоремы теории вероятностей и их использование в статистическом моделировании. Псевдослучайные числа и процедуры их машинной реализации. (2 часа) 8. Лекция 8. Оценка точности и достоверности результатов моделирования. Проверка качества последовательностей псевдослучайных чисел. Моделирование случайных воздействий. Управление модельным временем. (2 часа) 9. Лекция 9. Методы теории планирования экспериментов. Виды планов. Стратегическое и тактическое планирование имитационных экспериментов с моделями систем. (2 часа) 10. Лекция 10. Оценка качества имитационной модели. Подбор параметров распределения. Оценка влияния и взаимосвязи факторов. (4 часа) 11. Лекция 11. Инструментальные средства моделирования систем. Моделирование систем и языки программирования. Сравнение характеристик языков имитационного моделирования. (2 часа)
Лабораторные занятия (23 часа) 1. Знакомство с пакетом моделирования процессов и систем MATLAB. Основные функции, возможности и технология работы в среде визуального моделирования Simulink. Решение типовых задач моделирования в среде Simulink: решение уравнений и их систем. (2 часа). Неделя №1 2. Построение непрерывно-детерминированной модели. Модель динамики изменения основных фондов (капитала). (2 часа), неделя № 2. 3. Математическое планирование эксперимента на математической модели системы (2 часа), неделя № 3. 4.Дискретно-детерминированные и дискретно-стохастические модели. F и P-схемы (2 часа), неделя № 4. 5. Изучения дискретно-стохастических моделей на примере вероятностного автомата (2 часа), неделя № 5. 6. Контрольная работа № 1. Непрерывные детерминированные системы. (2 часа), неделя № 6. 7. Моделирование случайных величин, событий и процессов (4 часа), недели №7, 8 8. Непрерывно-стохастические модели. Q-схемы (4 часа), недели №9, 10 9. Контрольная работа № 2. Моделирование процессов с дискретным состояниями и дискретным и непрерывным временем. (2 часа) неделя № 11. 10. Распознавание образов с обучением. Линейный дискриминантный анализ в системе STATISTICA. (2 часа), неделя № 12. Формы отчетности: - Отчеты по выполнению лабораторных работ.
- Контрольная работа № 1 и 2.
- Коллоквиум по теме «Планирование эксперимента и обработка результатов». Неделя №12
Формы отчетности по курсу: экзамен
III. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (изданная через центральные издательства и внутривузовским способом).
Основная 1. В.С. Анфилатов, А.А. Емельянов, А.А. Кукушкин. Системный анализ в управлении: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 368 с. 2. Б.Я. Советов, С.А. Яковлев. Моделирование систем: Учеб. для вузов – М.: Высшая школа, 2001. – 343 с. 3. А. Гультяев. Визуальное моделирование в среде Windows: Практическое пособие. СПб.: Корона принт, 2001. – 288 с. 4. Г.П. Фомин. Математические методы и модели в коммерческой деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 544 с.
Дополнительная 1. В.Н. Бусленко. Автоматизация имитационного моделирования сложных систем. – М.: Наука, 1977. – 240 с. 2. Информатика: Учебное пособие для студ. пед. вузов / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер; под ред. Е.К. Хеннера. – М.: Академия, 2000. – 816 с. 3. К. Ларман. Применение UML и шаблонов проектирования: Пер. с анг.: Уч. Пос. – М.: Вильямс, 2001. – 496 с.
IV. ПРИМЕНЕНИЕ ЭВМ.(вид занятий, темы занятий и название программ) Все лабораторные занятия проводятся в дисплейных классах кафедры «Информатики и вычислительной техники».
В качестве технических средств используются IBM-совместимые персональные компьютеры Pentium II, объединенные в локальные вычислительные сети. В качестве системных программных средств на рабочих местах используются ОС Windows-NT Workstation. В качестве прикладных программных средств для данной дисциплины используются: - стандартные программы базового комплекта ОС Windows;
- MATLAB 6.5.1 и выше – универсальная система математического и визуального моделирования;
- Statistica v 6.0 – система анализа и моделирования широкого круга статистических задач;
- BPWin – средство описания систем;
- BPSimulator – система моделирования.
|