1.                  ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЯЗЫКА

 

Алфавит

Алфавит (разрешенный к использованию набор символов) языка Паскаль составляют:

1. Прописные и строчные (воспринимаются одинаково) буквы латинского алфавита:   А, В, …, Z, а, в, …, z.

2. Цифры от 0 до 9.

3. Символ подчеркивания   “ _ ”.

4. Специальные символы:

+      плюс

-       минус

*      звездочка

/       дробная черта

>     больше

<     меньше

=     равно

;      точка с запятой

#     номер

     апостроф

,     запятая

.     точка

:     двоеточие

[ ]   квадратные скобки

{ }   фигурные скобки

$     знак денежной единицы

( )    круглые скобки

^     тильда (стрелка вверх)

@    коммерческое а

        пробел

 

Комбинации специальных символов могут образовывать составные символы:

: =   присваивание

< >   не равно

.  .    диапазон значений

< =   меньше или равно

> =   больше или равно

 

Примечание. Русские буквы в программе должны заключаться в апострофы, например, ‘Текст на русском языке’.

 

Слова

Слова – это неделимые последовательности символов алфавита, отделенные друг от друга разделителями и несущие определенный смысл.

Слова делятся на зарезервированные слова и идентификаторы (имена). Идентификаторы, в свою очередь,  делятся на стандартные и идентификаторы пользователя.

 

Зарезервированные слова являются составной частью языка, имеют фиксированное начертание и навсегда определенный смысл.

 

Зарезервированные слова языка Паскаль

and

array

begin

case

const

div

goto

do

downto

else

end

file

for

function

if

label

mod

not

or

логическое И

массив

начало блока

вариант

константа

деление нацело

переход на

выполнять

уменьшить до

иначе

конец блока

файл

для

функция

если

метка

остаток от деления

логическое НЕ

логическое ИЛИ

of

object

procedure

program

record

repeat

set

string

then

to

type

unit

until

uses

var

while

with

xor

из

объект

процедура

программа

запись

повторять

множество

строка

то

увеличивая

тип

модуль

до

использовать

переменная

пока

с

исключающее ИЛИ

 

Идентификаторы (имена)  используются для обозначения программ, переменных и постоянных величин, процедур, функций.

 

Общие правила написания идентификаторов

1. Идентификатор может состоять только из букв, цифр и символа подчеркивания.

2. Идентификатор начинается только с буквы или символа подчеркивания (исключение составляют метки, которые могут начинаться с цифры).

3. Максимальная длина идентификатора 127 символов, но значимы только первые 63.

4. Между двумя идентификаторами должен быть, по крайней мере, один пробел.

Стандартные идентификаторы предназначены для обозначения стандартных, т.е. заранее определенных, объектов (констант, процедур и функций), например, integer, sin, cos, write.

Идентификаторы пользователя применяются для обозначения объектов, определенных самим программистом. При их записи следует учитывать, что: 1) идентификаторы в программе должны быть уникальными; 2) нельзя использовать в качестве идентификаторов пользователя зарезервированные слова и стандартные имена; 3) имена для объектов программы надо выбирать так, чтобы они наилучшим образом отражали их значение.

Примеры записи идентификаторов пользователя:

   a, t1, r_756, summa – правильно;

   cos, while, c#, сумма – неправильно.

 Общая структура программы на Паскале

В Паскаль – программе могут быть написаны следующие разделы (рис.1):

1.                         Заголовок программы.

2.                         Раздел объявлений.

3.                         Тело программы (основной блок программы).

 

program

имя_программы;

Заголовок

uses

список используемых библиотек (модулей);

Раздел объявлений

label

список меток в основном блоке программы;

const

определение констант программы;

type

описание типов;

var

определение глобальных переменных программы;

procedure

определение процедур;

function

определение функций;

begin

 

Основной блок программы

 

операторы;

end.

 

 

Рис. 1. Полный вариант структуры Паскаль - программы

 

Заголовок программы состоит из зарезервированного слова program и идентификатора программы.

Раздел объявлений может включать в себя любое количество объявлений используемых библиотек, меток, констант, типов, переменных, процедур и функций.

Правило. В любом месте программы можно использовать лишь те элементы, которые были объявлены ранее по тексту программы.

Основной блок – это собственно программа, использующая всё, что было объявлено. Он начинается словом begin и заканчивается словом end с точкой. После завершающей точки любой текст игнорируется.

Основной блок состоит из операторов (предложений языка программирования), записанных в соответствии с алгоритмом. Операторы отделяются друг от друга символом  ; ”.

Операторы подразделяются на простые и структурные. К простым операторам относятся операторы присваивания, перехода, процедуры. К структурным – операторы условия, выбора, цикла, составные. Составной оператор представляет собой последовательность операторов, заключенных в слова begin и end.   

Программист, набирая текст программы, имеет право произвольно располагать строки на экране. Однако программа легче читается, если в строке записывается только один оператор, а логически подчиненные структуры записаны на одну строку ниже и на одну–две позиции правее по отношению к более старшим.

Пример.

program primer;                                          { Программа сложения двух чисел   }

var

  x, y, summa: real;                                        {        Описание переменных            }

begin

  readln (x,y);                                                {         Ввод исходных чисел             }

  summa:= x+y;                                             {               Расчет суммы                    }

  writeln (‘Сумма x и y равна’, summa);      {            Вывод результата                 }

end.  

 

Константы и переменные

Константы – это элементы данных, значения которых не меняются в процессе выполнения программы. Константы задаются идентификаторами пользователя и описываются в разделе, который начинается зарезервированным словом const.

Пример описания констант:

const

  t=13.4;  max=1000;  eps=0.15E – 5;  myname= ‘Петя Иванов’;

 

Переменные – это величины, которые могут менять свои значения в процессе выполнения программы. Каждая переменная принадлежит к определенному типу данных. Имена переменных и их типы объявляются в разделе, который начинается зарезервированным словом var.

Пример объявления переменных.

var

  a, в: integer;

  summa: real;

 

Комментарии

Для лучшего понимания программы в ней может быть записан произвольный текст – комментарий. Комментарий можно записать в любом месте программы, где разрешен пробел. Текст комментария ограничен символами { } или (* *) и может содержать любые комбинации латинских и русских букв, цифр и других символов алфавита языка Паскаль. Ограничений на длину комментария нет, он может занимать несколько строк.

Примеры:

   (*Начало программы*)

   {Пример комментария, занимающего

    несколько строк}