Концепция: Измерение качества
В данном разделе обсуждается измерение качества продукта и процесса.
Взаимосвязи
Основное описание

Измерение качества

Для измерения качества продукта или процесса нужно собирать и анализировать информацию, обычно поступающую в форме метрик и результатов измерений. Измерения проводятся для того, чтобы держать проект под контролем, поскольку без этого невозможно эффективное управление проектом. Показатели позволяют оценить, насколько проект близок к завершению с точки зрения объема выполненной работы, качества, соответствия требованиям и т.п.

Метрики применяются в двух целях: получение знаний и осуществление изменений (или достижение):

Цели в отношении знаний: эти цели обычно характеризуются глаголами "оценить", "спрогнозировать", "отследить". Их объединяет стремление лучше понять процесс разработки. Примерами целей могут служить оценка качества продукта, прогноз усилий, которых потребует тестирование, мониторинг тестирования и отслеживание изменения требований.

Цели в отношении изменений и достижений: эти цели обычно характеризуются глаголами "увеличить", "сократить", "улучшить" и "достигнуть". Как правило, они связаны с постепенным улучшением отдельных показателей и компонентов процесса по мере выполнения итераций и проектов.

Для измерения качества продукта и процесса в обоих типах целей используются метрики.

Для применения метрик необходимы пороговые условия, характеризующие приемлемый уровень качества. Приемлемый уровень качества - это переменная величина, которую нужно согласовать на начальном этапе цикла разработки. Например, на первых итерациях может быть допустимо большое количество ошибок, однако среди них не должно быть архитектурных ошибок. На поздних итерациях допускаются только эстетические недоработки.

Критерии приемки можно выразить разнообразными способами, причем можно пользоваться сразу несколькими системами измерений. Чаще других применяются следующие критерии:

  • Количество и тенденция изменения количества ошибок, например количество обнаруженных ошибок, количество исправленных ошибок и количество открытых (еще не исправленных) ошибок.
  • Охват тестирования, например покрытие кода в процентах, количество запланированных и реализованных или выполненных тестов. Как правило, критерий в виде охвата тестирования применяется вместе с критерием количества ошибок, описанным выше.
  • Производительность - например, время, затрачиваемое на выполнение определенного действия (варианта использования, операции или другого события). Это условие чаще всего применяется при тестировании производительности, передачи управления и восстановлении при сбое, а также выполнении других тестов, в которых первоочередное внимание уделяется времени.
  • Соответствие требованиям. Эти критерии применяются для измерения степени соответствия рабочего продукта, операции, задачи или шага заранее согласованным стандартам или рекомендациям.
  • Приемлемость или удовлетворительность. Эти критерии обычно применяются с субъективными условиями оценки, такими как простота использования и эстетика.

Дополнительные сведения приведены в разделе Концепция: Метрики.

Измерение качества продукта

Описание требований в ясной, краткой и удобной для проверки форме - только часть усилий по обеспечению высокого качества продукта. Помимо этого, необходимо разработать критерии для описания необходимого качества продукта и принятия решения о том, достигнуто ли оно. Необходимо выбрать метод сбора данных, применяемых для оценки качества, а также задать пороговые значения, по достижении которых качество будет считаться приемлемым (или неприемлемым).

Существуют различные методики измерения качества работающего продукта:

  • ревизии и ознакомления
  • инспектирование
  • выполнение

Показатели зависят от характера объекта изменений. Например, в ревизиях и инспекциях любого рода основное внимание уделяется набору функций и надежности продукта. В качестве основных показателей используются количество ошибок, охват тестирования и соответствие продукта определенным стандартам. При выполнении продукта основное внимание обычно уделяется его функциям, надежности и производительности. Поэтому в качестве основных показателей используются количество ошибок, охват тестирования и производительность. Остальные показатели зависят от характера требований, предъявляемых к программному обеспечению.

Дополнительные сведения приведены в разделе Технология: Ключевые характеристики тестирования.

Дополнительные сведения приведены в разделе Рекомендация по рабочему продукту: Показатели.

Дополнительные сведения приведены в разделе Технология: Качество продукта.

Измерение качества процесса

Измерение качества процесса обычно проводится путем сбора показателей вида "знание" и "достижение".

  1. Степень соответствия стандартам, рекомендациям и реализации принятого процесса.
  2. Фактическое состояние процесса и его соответствие плану внедрения.
  3. Качество создаваемых рабочих продуктов (на основе показателей качества, описанных выше).

Существуют несколько технологий измерения качества процесса:

  • выполнение - например, продемонстрированные варианты использования или завершенные этапы
  • отклонение - различия между запланированным и фактическим расписанием, бюджетом, требованиями к персоналу и т.д
  • показатели качества продукта (см. раздел, посвященный измерению качества продукта)

Дополнительные сведения приведены в разделе Рекомендация по рабочему продукту: Показатели.

Дополнительные сведения приведены в разделеВведение в управление проектом.

Дополнительные сведения приведены в разделе Концепция: Качество процесса.