Для проведения эффективного индивидуального интервью необходимо составить вопросы, нацеленные на выявление истинных
проблем и поиск способов их решения. Для получения как можно более объективных ответов нужно задавать вопросы, не
привязанные к контексту. Не привязанные к контексту вопросы носят общий, абстрактный характер. Их можно задавать на
ранних стадиях работы над проектом для получения общего представления о проблеме и потенциальных способах ее решения.
Не привязанные к контексту вопросы:
-
Всегда уместны.
-
Сформулированы так, чтобы лучше понять точку зрения заинтересованного лица.
-
Не содержат информацию о решении задачи или мнение задающего вопросы лица.
Текст для интервью, не привязанного к контексту: В современной индустрии существуют огромные возможности для
совершенствования процесса разработки приложений. Определение потребностей заинтересованных лиц и пользователей играет
в этом ключевую роль. Для определения потребностей создано множество методов. Один из простых и экономичных методов -
это проведение Базового интервью. Его можно использовать практически в любой ситуации. Базовое интервью позволяет
разработчику или аналитику определить цели и проблемы заинтересованного лица или пользователя. На основе полученных
сведений разработчики создают приложения с учетом реальных потребностей заинтересованных лиц или пользователей. В
результате заказчики получают продукт, который максимально соответствует их ожиданиям.
Шаблон Базового интервью, приведенный в разделе Рабочий продукт: Требования заинтересованных
лиц , содержит описание вопросов, нацеленных на определение проблем и среды окружения
заинтересованного лица или пользователя. Эти вопросы позволяют определить требования к приложению, например, набор
функций, степень практичности и надежности, производительность и совместимость. В результате проведения Базового
интервью разработчик или аналитик получит представление о проблеме и узнает мнение заинтересованного лица или
пользователя о способах ее решения.
Рекомендации: Если Базовое интервью не отвечает вашим требованиям, измените его. После небольшой подготовки и с
хорошо спланированным списком вопросов любой разработчик или аналитик может успешно провести интервью. Вот некоторые
советы:
-
Заранее изучите информацию о компании и заинтересованном лице или пользователе.
-
Просмотрите список вопросов до начала интервью.
-
Во время интервью сверяйтесь со своими записями, чтобы держаться запланированных вопросов.
-
В конце интервью подведите итог и обозначьте две или три основные задачи.
-
Повторите ваши выводы, чтобы убедиться, что вы правильно поняли собеседника.
Не ограничивайте беседу только рамками подготовленных вами вопросов. После установления первого контакта интервью часто
получает свой ход развития и пользователь или заинтересованное лицо может долго говорить о трудностях, которые
испытывает их компания. Не прерывайте собеседника. Как можно быстрее записывайте его ответы. Задавайте сопутствующие
вопросы. После логического завершения этого обсуждения вернитесь к вопросам из списка.
Примеры не привязанных к контексту вопросов для определения субъектов:
-
Кто является заказчиком?
-
Кто является пользователем?
-
Различаются ли их потребности?
-
Каковы их особенности, возможности и среда окружения?
Примеры не привязанных к контексту вопросов для работы с бизнес-процессами:
-
В чем заключается проблема?
-
В чем причина необходимости решить эту проблему?
-
Есть ли другие причины для решения этой проблемы?
-
Какова будет польза от успешного решения проблемы?
-
Как решается эта проблема сейчас?
-
Каков компромисс между временем и стоимостью?
-
Какое еще решение можно найти для этой проблемы?
Примеры не привязанных к контексту вопросов для определения требований к будущей системе или продукту:
-
Какую проблему решает этот продукт?
-
Какие проблемы в бизнесе может вызвать этот продукт?
-
Каковы потенциальные риски для пользователей?
-
В какой среде будет работать продукт?
-
По вашему мнению, какова будет практичность продукта?
-
По вашему мнению, какова будет надежность продукта?
-
Каковы требования к производительности и точности?
Примеры не привязанных к контексту вопросов о самих вопросах:
-
Задаю ли я слишком много вопросов?
-
Относятся ли к делу мои вопросы?
-
Есть ли другой человек, который ответит на эти вопросы лучше, чем вы?
-
Являются ли ваши ответы требованиями?
-
Могу ли я позже задать дополнительные вопросы?
-
Хотите ли вы участвовать в проверке требований?
-
О чем еще, по вашему мнению, я должен вас спросить?
Примеры привязанных к контексту вопросов:
-
Наводящие вопросы: "Вам нужен экран большего размера, не так ли?"
-
Вопросы, содержащие ответ: "Пятидесяти элементов достаточно?"
-
Контролирующие вопросы: "Можем ли мы вернуться к моим вопросам?"
-
Слишком длинные и сложные: "Мой вопрос состоит из трех частей..."
При составлении вопросов опирайтесь на следующие рекомендации:
-
Не просите собеседника описывать вещи, которые они обычно не описывают.
-
Не задавайте вопросов, для ответа на которые нужно описывать сложные задачи. Пример: завязывание шнурков.
-
Обычно люди выполняют много действий, которые трудно описать.
-
Если человек знает что-то по собственному опыту, это не значит, что он может это легко описать.
-
Задавайте вопросы, допускающие разные варианты ответов.
-
Избегайте вопросов, начинающихся с "Почему?". Они могут побудить собеседника занять оборонительную позицию.
При проведении интервью помните:
-
Не ждите простых ответов.
-
Не торопите собеседника с ответами.
-
Слушайте, слушайте, слушайте!
|