Рекомендация: Интервью
В этих рекомендациях приведены инструкции по подготовке вопросов для интервью.
Взаимосвязи
Основное описание

Для проведения эффективного индивидуального интервью необходимо составить вопросы, нацеленные на выявление истинных проблем и поиск способов их решения. Для получения как можно более объективных ответов нужно задавать вопросы, не привязанные к контексту. Не привязанные к контексту вопросы носят общий, абстрактный характер. Их можно задавать на ранних стадиях работы над проектом для получения общего представления о проблеме и потенциальных способах ее решения.

Не привязанные к контексту вопросы:

  • Всегда уместны.
  • Сформулированы так, чтобы лучше понять точку зрения заинтересованного лица.
  • Не содержат информацию о решении задачи или мнение задающего вопросы лица.

Текст для интервью, не привязанного к контексту: В современной индустрии существуют огромные возможности для совершенствования процесса разработки приложений. Определение потребностей заинтересованных лиц и пользователей играет в этом ключевую роль. Для определения потребностей создано множество методов. Один из простых и экономичных методов - это проведение Базового интервью. Его можно использовать практически в любой ситуации. Базовое интервью позволяет разработчику или аналитику определить цели и проблемы заинтересованного лица или пользователя. На основе полученных сведений разработчики создают приложения с учетом реальных потребностей заинтересованных лиц или пользователей. В результате заказчики получают продукт, который максимально соответствует их ожиданиям.

Шаблон Базового интервью, приведенный в разделе Рабочий продукт: Требования заинтересованных лиц  , содержит описание вопросов, нацеленных на определение проблем и среды окружения заинтересованного лица или пользователя. Эти вопросы позволяют определить требования к приложению, например, набор функций, степень практичности и надежности, производительность и совместимость. В результате проведения Базового интервью разработчик или аналитик получит представление о проблеме и узнает мнение заинтересованного лица или пользователя о способах ее решения.

Рекомендации: Если Базовое интервью не отвечает вашим требованиям, измените его. После небольшой подготовки и с хорошо спланированным списком вопросов любой разработчик или аналитик может успешно провести интервью. Вот некоторые советы:

  • Заранее изучите информацию о компании и заинтересованном лице или пользователе.
  • Просмотрите список вопросов до начала интервью.
  • Во время интервью сверяйтесь со своими записями, чтобы держаться запланированных вопросов.
  • В конце интервью подведите итог и обозначьте две или три основные задачи.
  • Повторите ваши выводы, чтобы убедиться, что вы правильно поняли собеседника.

Не ограничивайте беседу только рамками подготовленных вами вопросов. После установления первого контакта интервью часто получает свой ход развития и пользователь или заинтересованное лицо может долго говорить о трудностях, которые испытывает их компания. Не прерывайте собеседника. Как можно быстрее записывайте его ответы. Задавайте сопутствующие вопросы. После логического завершения этого обсуждения вернитесь к вопросам из списка.

Примеры не привязанных к контексту вопросов для определения субъектов:

  • Кто является заказчиком?
  • Кто является пользователем?
  • Различаются ли их потребности?
  • Каковы их особенности, возможности и среда окружения?

Примеры не привязанных к контексту вопросов для работы с бизнес-процессами:

  • В чем заключается проблема?
  • В чем причина необходимости решить эту проблему?
  • Есть ли другие причины для решения этой проблемы?
  • Какова будет польза от успешного решения проблемы?
  • Как решается эта проблема сейчас?
  • Каков компромисс между временем и стоимостью?
  • Какое еще решение можно найти для этой проблемы?

Примеры не привязанных к контексту вопросов для определения требований к будущей системе или продукту:

  • Какую проблему решает этот продукт?
  • Какие проблемы в бизнесе может вызвать этот продукт?
  • Каковы потенциальные риски для пользователей?
  • В какой среде будет работать продукт?
  • По вашему мнению, какова будет практичность продукта?
  • По вашему мнению, какова будет надежность продукта?
  • Каковы требования к производительности и точности?

Примеры не привязанных к контексту вопросов о самих вопросах:

  • Задаю ли я слишком много вопросов?
  • Относятся ли к делу мои вопросы?
  • Есть ли другой человек, который ответит на эти вопросы лучше, чем вы?
  • Являются ли ваши ответы требованиями?
  • Могу ли я позже задать дополнительные вопросы?
  • Хотите ли вы участвовать в проверке требований?
  • О чем еще, по вашему мнению, я должен вас спросить?

Примеры привязанных к контексту вопросов:

  • Наводящие вопросы: "Вам нужен экран большего размера, не так ли?"
  • Вопросы, содержащие ответ: "Пятидесяти элементов достаточно?"
  • Контролирующие вопросы: "Можем ли мы вернуться к моим вопросам?"
  • Слишком длинные и сложные: "Мой вопрос состоит из трех частей..."

При составлении вопросов опирайтесь на следующие рекомендации:

  • Не просите собеседника описывать вещи, которые они обычно не описывают.
  • Не задавайте вопросов, для ответа на которые нужно описывать сложные задачи. Пример: завязывание шнурков.
  • Обычно люди выполняют много действий, которые трудно описать.
  • Если человек знает что-то по собственному опыту, это не значит, что он может это легко описать.
  • Задавайте вопросы, допускающие разные варианты ответов.
  • Избегайте вопросов, начинающихся с "Почему?". Они могут побудить собеседника занять оборонительную позицию.

При проведении интервью помните:

  • Не ждите простых ответов.
  • Не торопите собеседника с ответами.
  • Слушайте, слушайте, слушайте!