Рекомендация: Качество для Плана тестирования
Рекомендации, которые следует учитывать при определении достаточного уровня качества для Плана тестирования.
Взаимосвязи
Связанные элементы
Основное описание

Динамическое представление приемлемого качества

Рассмотрим определение приемлемого качества (Good Enough Quality - GEQ) как непрерывный компромисс в движении. Основной принцип: Качество любого продукта находится где-то между ужасным и идеальным. Ужасное качество получить намного легче, чем идеальное (сколько стоит пустой диск?), и ценится намного меньше. Продукт имеет приемлемое качество когда он имеет достаточную стоимость без слишком высоких затрат на его создание. Точное значение этого показателя меняется во времени в зависимости от бизнес-ситуации и других факторов. "Затраты" в этом случае измеряются в деньгах или их эквиваленте, например, времени, материалах, человеко-днях. "Стоимость" означает цену для решающего. Что для одного человека достаточно, для другого может иметь нулевую стоимость, поэтому анализ качества ПО всегда начинается с определения людей, делающих решение о качестве.

Вообще, компромиссное определение приемлемого качества - не новая идея. Этот метод является частью основ экономики и инженерии и, следовательно, является основой для бизнеса, связанного с инженерией. Новое в этом методе - общее признание того, что с практической точки зрения нельзя выпускать продукт с проблемными участками. Однако, последние будут иметься, известные или неизвестные. Если изучить такое положение вещей, то можно получить возможность выбора вида проблем, которые будут оставлены в конечном продукте. Будем выпускать продукт с правильными ошибками, вместо неправильных. В 1996, Джеймс Бах (James Bach), на основе опыта работы в корпорациях Borland International и Apple Computer, создал эвристическую модель компромиссного определения приемлемости качества продукта. Это было сделано для получения эффективного набора аргументов для доказательства неприемлемости качества данного продукта. Изначально модель использовалась для склонения руководства к применению инкрементальных усовершенствований до выпуска продукта. Однако, она также оказалась полезной для мотивации усовершенствования процесса и даже использовалась в суде для доказательства низкого или высокого качества программного обеспечения.

Итак, как же руководитель или исполнительный директор может доказывать свою точку зрения, исходя из графика выпуска продукта. "Совершенствование - это хорошо, но нам нужно быть практичными. Мы занимаемся бизнесом. Качество - это хорошо, но только если это не качество любой ценой. Как вам известно, нет больших программ без ошибок." Сторонник компромиссного определения приемлемого качества согласится с этим. Но он продолжит спор (если его стоит продолжать) и приведет аргумент, заключающийся в том, что руководитель не должен считать, что продукт достиг такого состояния, когда его выпуск был бы практичным. Аргумент будет основан на столкновении с конкретными рисками или невыгодности. Также, можно указать на то, что информации для принятия ответственного решения о качестве недостаточно. Например - вопросы, касающиеся экономических факторов, а также факторов качества, на которые можно ответить (пусть и не всегда количественно).

Низкое качество может быть приемлемым. Высокое качество может не быть приемлемым. Критерии приемлемости во времени:

  1. Достаточность выгоды.
  2. Отсутствие критических проблем.
  3. Достаточный перевес проблем выгодами.
  4. По состоянию на этот момент дальнейшее совершенствование ухудшит ситуацию, нежели улучшит.

Каждый из четырех критериев критичен. Если хотя бы один из них не удовлетворен, тогда проект, не смотря на то, на сколько он качественный, не может иметь приемлемое качество. Первые два из них - очевидные, но обратите внимание, что они не являются полностью противоположными. Полное отсутствие проблем не может гарантировать бесконечную выгоду, и наоборот. Выгода и проблемы имеют некоторую обратнопропорциональную зависимость, но очень важно рассматривать продукт с обоих сторон.

Третий критерий напоминает, что выгода не должны просто превышать проблемы, перевес должен быть достаточным. В медицинском оборудовании, например, необходима высокая степень безопасности. Этот критерий также показывает, что даже при отсутствии критических проблем может иметься совокупность некритических проблем, перекрывающих все преимущества продукта.

Четвертый критерий представляет собой важный принцип логистики и касается побочных эффектов. Если для достижения высокого качества требуются слишком большие затраты, или его достижение приведет к другим неприемлемым проблемам, тогда следует либо согласиться с тем, что низкое качество приемлемо, либо считать, что получение продукта приемлемого качества невозможно.

На основе этих критериев можно решить, имеет ли продукт приемлемое качество и, если не имеет, возможно ли его получение.