Задача: Разработка плана приемки продукта
В этой задаче приведены инструкции по созданию письменной процедуры (согласованной между заказчиком и группой проекта) определения готовности продукта к приемке и процедуры устранения неполадок, обнаруженных в процессе приемки.
Дисциплины: Управление проектом
Взаимосвязи
Основное описание

Окончательная приемка заказчиком результатов проекта по разработке программного обеспечения нередко вызывает некоторые трения. Обычно это вызвано несоответствием между представлением заказчика о том, как должен работать продукт и методами оценки соответствия продукта установленным требованиям.

Во избежание такой ситуации заказчику и группе проекта необходимо совместно на начальном этапе разработать план приемки продукта. При этом нужно согласовать процесс приемки и критерии, по которым будет приниматься проект. В результате группа проекта сможет ориентироваться на эти данные, чтобы создать продукт, который заказчик примет, а заказчик сможет сформулировать свои ожидания относительно производительности продукта. В плане приемки продукта нужно также указать, как будут устраняться неполадки, найденные заказчиком в процессе приемки продукта.

Шаги
Определите обязанности заказчика и группы проекта

Сначала нужно четко разграничить, какую часть продукта будет принимать заказчик, а какую - группа проекта. Также нужно четко определить отдельного человека или группу, которые будут принимать окончательное решение о приемке. В обязанности этих людей могут входить следующие действия:

  • Доставка/получение программного обеспечение и сопутствующей документации
  • Установка тестовых платформ аппаратного/программного обеспечения
  • Обеспечение тестовых данных
  • Обеспечение ресурсов для проведения тестов в процессе приемки
  • Проведение своевременного цикла приемки результатов тестирования
Письменно оформите критерии приемки продукта

Критерии приемки продукта определяются и согласовываются на начальном этапе в процессе выполнения Задачи: Начало проекта и тогда же заносятся в план приемки продукта. На этапе уточнения после проведения проверок тестирования критерии можно детализировать.

Эти критерии необходимо разработать вместе заказчиком и группой проекта. Ниже перечислены примеры критериев:

  • Успешное создание всех рабочих продуктов, оговоренных с заказчиком
  • Список обязательных участников для тестирования в процессе приемки
  • Обязательные области тестирования
  • Успешное завершение указанных в плане приемки продукта процедур оценки рабочих продуктов
  • Успешное завершение обучения заказчика
  • Успешное завершение установки продукта в месте эксплуатации
  • Показатели, указывающие, насколько продукт соответствует первоначальным требованиям
  • Показатели, указывающие, насколько были выполнены задачи, определенные в экономическом обосновании проекта
Определите артефакты и методы проведения оценок

Затем определите, приемку каких рабочих продуктов будет выполнять заказчик. Для каждого рабочего продукта необходимо определить методы оценки, по которым будет устанавливаться соответствие рабочего продукта критериям приемки. На следующих стадиях проекта будут разработаны подробные таблицы и тестовые наборы, в которых будут указаны пошаговые инструкции по проведению этих оценок.

Определите необходимые ресурсы

После определения количества и типов оценок рабочих продуктов укажите в плане все ресурсы, необходимые для проведения приемки продукта. В список ресурсов необходимо включить:

  • Персонал
  • Аппаратное обеспечение
  • Программное обеспечение
  • Данные
  • Документацию
  • Любое специализированное оборудование
Составьте расписание приемки продукта

Другая частая проблема при приемке продукта возникает, когда заказчик предъявляет слишком жесткие требования к процедуре приемки, в результате чего процесс сильно затягивается. Рекомендуется добавить в план приемки расписание выполнения задач по оценке продукта. Это расписание будет включено в главное расписание проекта, указанное в плане разработки программного обеспечения.

Определите процесс устранения неполадок

Этот последний шаг тоже очень важен. На случай возникновения неполадок при проведении заключительных оценок рекомендуется согласовать процедуру их устранения. Обычно в таких случаях применяются процедуры, указанные в плане устранения неполадок. Рекомендуется отдельно согласовать некоторые моменты, например, процедуру определения, что неполадка действительно существует, финансирование дополнительной работы специалистов и штрафы за невыполнение условий договора. Согласовав эти аспекты с заказчиком в начале проекта, вы значительно облегчите его завершение.