Преподаватель Бобкова В.А.
I. ВВЕДЕНИЕ
Цель дисциплины - дать студентам базовые представления о методах вычислительной математики.
Требования к знаниям и умениям по завершению изучения дисциплины
Студент должен: иметь представление: о точных и приближенных методах решения математических задач; знать и уметь использовать: понятия и методы вычислительной математики в своей профессиональной деятельности; владеть: основными приемами вычисления погрешностей, аппроксимации функций, численного дифференцирования и интегрирования, решения систем уравнений, решения задач оптимизации; иметь опыт: использования основных приемов обработки экспериментальных данных; аналитического и численного решения алгебраических уравнений и систем уравнений; численного решения обыкновенных дифференциальных уравнений; численного решения основных уравнений математической физики.
Период прохождения курса (2 курс, 4 семестр, экзамен) II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Лекционный материал (36 час): - Лекция 1. Роль и место численных методов среди других математических методов. Понятие о корректности постановки задачи, устойчивости численного метода.
- Лекция 2. Погрешность результата численного решения задачи. Источники и классификация погрешностей. Абсолютная и относительная погрешности. Связь между относительной погрешностью и количеством верных значащих цифр числа. Погрешность функции нескольких переменных.
- Лекция 3. Алгебраические и трансцендентные уравнения, этапы их решения. Метод половинного деления для уточнения корня (алгоритм, геометрическая иллюстрация, условие окончания вычислений, достоинства и недостатки метода).
- Лекция 4. Методы хорд, касательных, комбинированный, итераций для уточнения корня (алгоритм, геометрическая иллюстрация, условия окончания вычислений, сравнительная оценка методов).
- Лекция 5. Точные и итерационные методы решения систем линейных алгебраических уравнений. Метод определителей, метод последовательного исключения неизвестных Гаусса. Сравнительная оценка методов.
- Лекция 6. Метод простой итерации, метод Зейделя (алгоритм, достаточные условия сходимости, условие окончания вычислений).
- Лекция 7. Постановка задачи. Формулы прямоугольников, трапеций, Симпсона. Оценка погрешности. Правило Рунге практической оценки погрешности.
- Лекция 8. Постановка задачи аппроксимации функции. Интерполирование. Линейная интерполяция. Интерполяционный многочлен Лагранжа.
- Лекция 9. Метод наименьших квадратов. Аппроксимация экспериментальных данных линейной и квадратичной функциями.
- Лекция 10. Постановка задачи. Метод Ньютона для решения систем нелинейных уравнений (условия применимости, алгоритм, условия окончания вычислений).
- Лекции 11,12. Постановка задачи Коши. Методы решения обыкновенных дифференциальных уравнений: метод Эйлера, методы Рунге-Кутта второго и четвертого порядков (алгоритм, геометрическое истолкование, оценка погрешности).
- Лекция 13. Численное решение систем обыкновенных дифференциальных уравнений. Применение к исследованию кинетики химических реакций.
- Лекция 14. Классификация дифференциальных уравнений с частными производными. Начальные и краевые условия. Понятие о методе конечных разностей.
- Лекция 15. Приближенное решение параболического уравнения на примере уравнения теплопроводности для однородного тонкого стержня. Явная и неявная разностные схемы.
- Лекция 16. Постановка задачи. Одномерная и многомерная оптимизация. Методы одномерной оптимизации (сканирования, локализации экстремума, золотого сечения, метод, использующий числа Фибоначчи).
- Лекция 17. Многомерный поиск. Нелинейное программирование. Градиентные методы.
- Лекция 18. Многомерный поиск. Линейное программирование. Примеры задач линейного программирования. Симплекс-метод. Графический метод решения задачи линейного программирования.
Лабораторные занятия (36 часов) - Основы теории погрешностей. (4 часа), недели №№1, 2. Сдача коллоквиума.
- Численное решение алгебраических и трансцендентных уравнений. (4 часа), недели №№3, 4. Сдача коллоквиума.
- Решение систем линейных алгебраических уравнений. (4 часа), недели №5, 6. Сдача коллоквиума.
- Численное интегрирование. (2 часа), неделя №7. Сдача коллоквиума.
- Аппроксимация функций с помощью метода наименьших квадратов. (4 часа), недели №№8,9. Сдача коллоквиума.
- Решение системы нелинейных уравнений методом Ньютона. (4 часа), недели №№10, 11. Сдача коллоквиума.
- Решение обыкновенных дифференциальных уравнений и систем обыкновенных дифференциальных уравнений. (4 часа), недели №№12, 13. Сдача коллоквиума.
- Численное решение одномерного уравнения теплопроводности. (4 часа), недели №№14, 15. Сдача коллоквиума.
- Методы одномерной оптимизации. (2 часа), неделя №16.
- Методы многомерной оптимизации. Нелинейное программирование. (2 часа), неделя №17.
- Линейное программирование (2 часа), неделя №18. Сдача коллоквиума.
Формы отчетности: Коллоквиумы, зачет
III. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (изданная через центральные издательства и внутривузовским способом).
Основная. 1. Бахвалов Н. С. Численные методы. - М.: Наука. 1975. 2. Калиткин Н. Н. Численные методы. - М.: Наука. 1978. 3. Демидович Б. П., Марон И. А. Основы вычислительной математики. - М.:Наука, 1970. 4. Березин И. С., Жидков Н. П. Методы вычислений. - Ч.1 : Наука, 1966; Ч.2 : М.: Физматгиз, 1962. Дополнительная. 1. Мак-Кракен Д., Дорн У. Численные методы и программирование на ФОРТРАНе. - М.: Мир, 1969. 2. Турчак Л. И. Основы численных методов. - М.: Высш. шк., 1985. 3. Воробьёва Г. Н., Данилова А. Н. Практикум по численным методам.- М.: Высш. шк., 1979. 4. Методические указания и задания к практическим занятиям по численным методам / Сост. С. И. Смуров, Т. В. Сокольская. Иван. хим.-технол. ин-т, 1985. 5. Численные методы. Методические указания. / Сост. С. И. Смуров, В. А. Таланова, В. И. Шевченко. Иван. хим.-технол. ин-т, 1988. 6. Методы оптимизации. Методические указания и задания к практическим занятиям и лабораторным работам. / Сост. С. И. Смуров, Т. В. Сокольская, В. А. Бобкова. Иван. хим.-технол. ин-т, 1990. 7. Моделирование сложных изотермических реакций, описываемых линейными дифференциальными уравнениями. Методические указания. / Сост. С. И. Смуров, В. А. Таланова. Иван. хим.-технол. ин-т, 1992. 8. Методические указания к лабораторным работам по освоениию Excel for Windows. Методические указания / Сост. В. А. Бобкова, Ю. Широков. Иван. гос. хим.-технол. акад., 1997. 9. Сборник лабораторных работ по курсу <Информатика>. Часть 2. Численные методы. Методические указания для самостоятельной работы студентов всех форм обучения. / Сост. В. А. Бобкова, Э. Г. Галиаскаров, В. А. Таланова. Иван. гос.-хим. технол. ун-т, 2002. IV. ПРИМЕНЕНИЕ ЭВМ.
Все лабораторные занятия проводятся в компьютерных классах кафедры "Информатики и вычислительной техники". В качестве технических средств используются IBM-совместимые персональные компьютеры класса Pentium, объединенные в локальную вычислительную сеть. В качестве системного программного средства на рабочих местах используется ОС Windows 2000. В качестве прикладных программных средств для данной дисциплины используются:
стандартные программы базового комплекта ОС Windows; система программирования Turbo Pascal; процессор электронных таблиц Excel. |