Концепция: Тестирование удобства работы
Тестирование удобства работы обычно включает в себя проверку того, как пользователь выполняет типичные задачи при работе с продуктом. При этом определяется, насколько удобен пользовательский интерфейс, сколько времени затрачивается на выполнение задачи, и как сам пользователь оценивает продукт.
Взаимосвязи
Основное описание

Методика оценки пользовательского интерфейса

При оценке пользовательского интерфейса бизнес-аналитик или системный аналитик наблюдает за тем, как пользователь работает с интерфейсом. При этом можно выполнить какой-либо стандартный набор задач, например, пройти вариант использования с типичными для этого варианта параметрами. Рекомендуется, чтобы пользователь задавал вопросы и комментировал свой опыт.

При этой методике важно добиться того, чтобы информация была полностью объективной. Для этого необходимо задавать вопросы, не зависящие от контекста. Записывайте все максимально подробно. Пригласите помощника, чтобы пользователь не отвлекался от естественного хода выполнения задач. Полезные рекомендации по работе во взаимодействии с пользователями приведены в документах Интервью и Совещания по требованиям.)

Другим способом проверки пользовательского интерфейса является выполнение тестовых задач. Часто эти тесты проводятся как совещания или совместные работы с представителями заказчика. При выполнении тестовых задач с интерфейсом работают его пользователи, а разработчики программного обеспечения наблюдают за ними, не вмешиваясь в процесс.

Такие сценарии тестирования удобства работы могут быть очень информативными, однако при их осуществлении необходимо учитывать ряд факторов, которые влияют на достоверность результатов:

  • Этот способ дает лучшие результаты, если с продуктом работает большое число пользователей, в разных условиях и с большими возможностями выбора системы программного обеспечения. При наличии этих факторов вероятность сбоя при тестировании возрастает. Как правило, чем больше ценность таких тестов, тем труднее их организовать и выполнить с реальными пользователями.  
  • Важно определить наиболее вероятные сценарии работы и отбросить крайние и исключительные ситуации, чтобы возможности пользовательского интерфейса отвечали запросам большинства. Для этого требуется собрать и обработать большой объем данных.
  • При переходе на новые системы пользователи часто опасаются, что в новой системе часть функций старой системы будет утрачена. Это соображение редко высказывается в явном виде, а вслух говорят так: "Хочу, чтобы новая система выглядела и работала в точности как существующая".
  •  Если пользователям предлагается новая технология, то часто необходимо обучить пользователей навыкам работы с системой, прежде чем можно будет выполнить тестирование с пользой. Например, в старой системе не было графического пользовательского интерфейса, или пользователи не работали с мышью.

При разработке каждого отдельного проекта эти вопросы необходимо ставить заново, применительно к условиям именно этого проекта, чтобы выработать подходы и временные рамки для тестирования удобства работы.

Преимущества ознакомления заинтересованных лиц с проектом

Очень важно представить пользовательский интерфейс посторонним лицам. По мере проектировании и реализации интерфейса его можно представить широкому кругу экспертов, таких как:

  • другие участники проекта
  • сторонние эксперты по удобству работы
  • пользователи

Полезные отзывы можно получить не только в формальных тестах, где пользователям предлагается выполнить реальные задачи. Многие изъяны пользовательского интерфейса вызваны тем, что у проектировщика пользовательского интерфейса "замыливаются глаза", и он просто не замечает какие-то вещи, которые очевидны при свежем взгляде на пользовательский интерфейс.

Другие участники проекта

Часто этот способ проверки недооценивается. Для него не требуется особой подготовки, поскольку другие участники проекта уже знакомы с приложением и могут выполнить проверку удобства работы, если их попросить об этом. Проектировщики пользовательского интерфейса должны постоянно это делать, чтобы устранить очевидные изъяны.

Сторонние эксперты по удобству работы

Опытный специалист по удобству работы помогает сэкономить время разработчиков, указав на стандартные ошибки в связи с удобством работы и предложив другие варианты реализации пользовательского интерфейса, основанные на опыте. Сторонни экспертов лучше привлекать на ранних стадиях проектирования пользовательского интерфейса, чтобы их рекомендации можно было воплотить в жизнь как можно быстрее.

Проектирование для пользователей

Демонстрация прототипа пользователям также бывает очень полезна. Поскольку связаться с пользователями можно не всегда, используйте каждую возможность, чтобы показать им прототипы. Делайте это чаще, чтобы заинтересованные лица утвердили принятые решения, и чтобы избавиться от ошибок в понимании их потребностей. Это можно делать как при уточнении требований, так и при проектировании пользовательского интерфейса. Если это возможно, не просите пользователя оценить интерфейс дважды. Во второй раз пользователь будет уже обусловлен прежним опытом (глаза замыливаются), и ценность такой работы уменьшается.

Кроме того, заранее предупреждайте пользователей о том, что можно ожидать от прототипа. Если этого не сделать, то пользователи будут ожидать, что они знакомятся уже с работающим продуктом, а не просто с пользовательским интерфейсом.

Литература

За дополнительной информацией по проектированию удобных в работе приложений обратитесь к документам [CON99] и [GOU88].