Рекомендация: Семинар по сбору требований
Рекомендации по планированию и проведению семинара по сбору требований.
Взаимосвязи
Основное описание

Назначение

Цель семинара:

  • Встреча команды разработки с заинтересованными сторонами.
  • Составление исчерпывающего "списка пожеланий" заказчиков.
  • Расстановка приоритетов для собранных требований с точки зрения заказчиков

Подготовка к семинару

Семинар заключается в собрании всех заинтересованных сторон на определенный период для интенсивного и сконцентрированного обсуждения. В качестве координатора встречи выступает системный аналитик. Каждый участник должен активно участвовать в процессе обсуждения. Присутствующие должны незамедлительно извещаться о результатах.

Семинар по сбору требований предоставляет основу для других приемов сбора информации: "Мозговая атака" и развитие идей, Раскадровка, Ролевые игры, Ревизия имеющихся требований. Эти приемы можно использовать как отдельно, так и все вместе. Все они могут совмещаться с методикой вариантов использования. Например, можно провести одну или несколько раскадровок для каждого варианта использования системы. Ролевые игры могут помочь понять, как действующие лица (субъекты) будут использовать систему и помогут выявить варианты использования.

Координатор семинара должен быть готов столкнуться со следующими трудностями:

  • Заказчики могут знать, что хотят, но не смогут это выразить.
  • Заказчики могут не знать, что хотят.
  • Заказчики могут считать, что знают, что они хотят, а когда вы это сделаете, окажется, что они хотели другого.
  • Аналитики могут считать, что понимают проблемы пользователей лучше, чем сами пользователи.
  • Каждый может считать других политизированными.

Результаты семинаров оформляются в один или несколько запросов заинтересованных лиц. При условии, что вы используете подходящие инструменты, может быть лучше, если эту информацию заказчики введут самостоятельно. Если было принято решение обсудить систему с точки зрения субъектов и вариантов использования, также может потребоваться набросок модели вариантов использования.

Перед практическим семинаром

Координатор должен "продавать" семинар заказчикам. Также в его обязанности входит выбор группы разработчиков, которая будет участвовать в семинаре. Всем участникам следует заранее предоставить "подготовительные" материалы, с которыми они должны ознакомиться перед встречей. Координатор отвечает за логистику, например отправку приглашений, поиск подходящего помещения и оборудования, а также повестку дня.

Проведение семинара

Семинар ведется координатором, в его обязанности входит:

  • Предоставление каждому возможности высказываться.
  • Сохранение курса заседания.
  • Для управления требованиями, сбор данных для рабочих продуктов
  • Фиксация заключений.
  • Подведение итогов заседания и выработка заключения.

Сводка результатов

После завершения семинара координатор (вместе с другими системными аналитиками) должны подытожить его и оформить результаты в доступный для восприятия вид.

Тайны ремесла

В следующей таблице дается сводка возможных проблем и предложения по их решению. В решениях предлагается использовать "карточки". Вам может показаться, что они необязательны, в большинстве случаев они оказываются очень эффективными:

Проблема  Решение 
Трудно продолжить семинар после перерыва.  Каждый опоздавший получает карточку "Опоздал с перерыва". Для привлечения внимания используйте будильник, принесите с собой коробку для благотворительных взносов (например, $1 за каждую карточку). 
Направленная критика - умеренная предвзятость, войны за сферы влияния, политика, удары по больному месту.  Карточка "1 бесплатный удар по больному месту", карточка "Прекрасная идея!". 
Рисовка, высокомерность, неравное участие всех участников.  Пригласите опытного координатора и ограничьте время для высказывания своей позиции пятью минутами. 
Снижение энергичности после обеда.  Легкие обеды, перерывы, кофе, минеральная вода, сладости, печенье, перегруппируйте участников в комнате, измените температуру.