Управление качеством
Проверка и управление качеством на протяжении жизненного цикла процесса имеют важное значение для достижения требуемых целей в нужное время. Затраты на обнаружение и исправление неполадок программного обеспечения возрастают в 100 - 1000 раз после развертывания.
Взаимосвязи
Связанные элементы
Основное описание

Изображение Постоянная проверка качества

Затраты на обнаружение и исправление неполадок программного обеспечения возрастают в 100 - 1000 раз после развертывания. Проверка и управление качеством на протяжении жизненного цикла процесса имеют важное значение для достижения требуемых целей в нужное время.

Что имеется в виду под проверкой качества на протяжении жизненного цикла?

Важно оценивать качество всех артефактов при достижении определенных точек жизненного цикла проекта. Артефакты следует оценивать после выполнения действий, в результате которых они создаются, и по окончании каждой итерации. В частности, при создании исполняемой программы следует предусмотреть демонстрацию и тестирование основных сценариев в каждой итерации, что обеспечивает более ясное понимание компромиссных дизайнерских решений и позволяет раньше устранить недостатки архитектуры. Это отличает данную технологию от более традиционного подхода, при котором тестирование интегрированного программного обеспечения выполняется на поздних стадиях жизненного цикла.

Что такое качество?

Введение

Качество - это то, чего стремится достичь каждый в своих продуктах, процессах и услугах. Однако на вопрос "Что такое качество?", существует множество различных ответов. В их число входят:

  • "Качество... Я не уверен, как следует его описать, но я узнаю его, когда увижу."
  • "... соответствие требованиям."

Возможно, наиболее распространенной фразой о качестве, в частности, по отношению к программному обеспечению, является следующее замечание об отсутствии качества:

"Как они могут выпускать что-либо подобное с таким низким качеством!?"

Эти распространенные ответы красноречивы, однако не позволяют строго исследовать качество и улучшить его. Данные комментарии демонстрируют необходимость определения качества таким образом, чтобы его можно измерять.

Качество, однако, не является отдельной характеристикой или атрибутом. Оно имеет много аспектов и может принадлежать продукту или процессу. Качество продукта сосредоточено на создании требуемого продукта, в то время как качество процесса сфокусировано на правильном создании продукта. Дополнительная информация приведена в разделах Концепции: Качество продукта и Концепции : Качество процесса.

Определение качества

Следующее определение качества взято из словаря The American Heritage Dictionary of the English Language, 3rd Edition, Houghton Mifflin Co.,© 1992, 1996:

Quality (Качество) (kwol'i-te) n., pl. -ties. 1.a. An inherent or distinguishing characteristic; a property. (Внутренняя или отличительная характеристика; свойство.) b. A personal trait, especially a character trait. (Персональная черта, в частности, черта характера.) 2. Essential character; nature. (Неотъемлемое качество; сущность.) 3.a. Превосходство свойства. b. Degree or grade of excellence. (Степень превосходства.)

Как видно из этого определения, качество имеет много аспектов. Для того чтобы данное определение можно было применять при разработке программного обеспечения, его следует уточнить. Поэтому в Rational Unified Process (RUP) качество определяется следующим образом:

"...характеристика демонстрации создания продукта, который соответствует согласованным требованиям либо превосходит их - что определяется путем измерения согласованных величин и критериев - и который создан в согласованном процессе."

Достижение качества - это не просто "соответствие требованиям" либо создание продукта, соответствующего потребностям и ожиданиям пользователя. Качество также включает идентификацию величин и критериев, демонстрирующих достижение качества, и реализацию процесса, который гарантирует, что продукт, созданный в этом процессе, достиг необходимого уровня качества, процесса, который можно повторить и которым можно управлять.

Дополнительная информация об определении качества в RUP приведена на следующих страницах:

Кто владеет качеством?

Распространенным заблуждением является то, что качеством владеет, или отвечает за качество, одна группа. Этот миф часто выражается в создании группы, которая иногда носит название Обеспечение качества ( а также, Тестирование, Управление качеством и Техническое обеспечение качества), и на которую возлагается ответственность за качество.

За качество должен отвечать каждый. Достижение качества должно являться не отдельной областью, а быть комплексным для всех операций в процессе, что возлагает ответственность за качество продуктов (или артефактов) на каждого, кто участвует в их создании, а также ответственность за реализацию процесса, в который он вовлечен.

Каждая роль вносит свой вклад в достижение качества следующим образом:

  • Качество продукта - вклад в достижение качества каждого из создаваемых артефактов.
  • Качество процесса - достижение качества в операциях процесса, в который вовлечены данные роли.

Все разделяют ответственность и признание при достижении высокого качества продукта либо стыд при создании продукта низкого качества. Однако за качество компонентов (и артефактов) процесса отвечают только те, кто непосредственно вовлечен в данный компонент процесса. Кто-либо может принять ответственность за управление качеством, то есть обеспечивать руководство, которое гарантирует управление, измерение и достижение качества. Ролью, отвечающей за управление качеством, является Руководитель проекта.

Стандартные ошибочные представления о качестве

Существует множество заблуждений, относящихся к качеству. Наиболее распространенными являются следующие:

Качество можно добавить в продукт или "обнаружить" в продукте

Так же как нельзя создать продукт, если нет описания того, что он из себя представляет, что должен выполнять, кто и каким образом его будет использовать и так далее, так и нельзя достигнуть качества, если оно не описано, не измерено и не является частью процесса создания продукта.

См. Концепции: Измерение качества и раздел Качество возникает само по себе данного документа.

Качество является отдельным показателем, атрибутом или характеристикой и для всех означает одно и то же

Качество не является отдельным показателем, атрибутом или характеристикой. Существует много способов измерения качества - показатели и критерии качества задаются в соответствии с потребностями проекта, организации и заказчика.

Существует несколько аспектов измерения качества - некоторые из них относятся к качеству проекта, некоторые - к качеству продукта, а некоторые - и к проекту, и к продукту. Качество можно измерить для следующих показателей:

  • Выполнение - например, продемонстрированные варианты или завершенные этапы
  • Отклонение - различия между запланированным и фактическим расписанием, бюджетом, требованиями к персоналу и так далее
  • Надежность - сопротивляемость сбоям (сбоям и зависанию системы, утечке памяти и так далее) во время выполнения
  • Функции - артефакт реализует и выполняет обязательные варианты, как было запланировано
  • Производительность - артефакт выполняет действия и отвечает вовремя и соответствующим образом и продолжает приемлемо работать при воздействии реальных рабочих характеристик, таких как загрузка, воздействие и длительные периоды работы

Дополнительная информация приведена в разделах Концепции: Аспекты качества, Концепции: Качество продукта и Концепции: Качество процесса.

Качество возникает само по себе

Качество не может возникнуть само по себе. Для достижения качества процесс должен быть реализован, его следует придерживаться и измерять. Целью RUP является обеспечение дисциплинированного подхода к присвоению задач и ответственности в организации-разработчике. Наша задача состоит в том, чтобы в рамках прогнозируемого расписания и бюджета гарантировать создание высококачественного программного обеспечения, которое соответствует потребностям пользователей. RUP охватывает многие эффективные методы современной разработки программного обеспечения таким образом, что их можно использовать для широкого круга проектов и организаций. В разделе Среда представлены рекомендации по наилучшей настройке процесса в соответствии с имеющими потребностями.

Можно настраивать процессы и согласовывать качество (критерии приемлемости) на основании нескольких факторов. Наиболее распространенными из них являются:

  • Риск (включая ответственность)
  • Рыночные возможности
  • Требования к доходам
  • Вопросы персонала и планирования
  • Бюджет

Изменения в процессе и критериях приемлемости должны быть идентифицированы и согласованы в начале проекта.

Управление качеством в RUP

Существуют следующие цели управления качеством:

  • Определение подходящих индикаторов (показателей) приемлемого качества
  • Определение подходящих величин, которые будут использоваться при оценке и определении качества
  • Как можно более раннее и эффективное определение и правильная адресация вопросов, влияющих на качество

Управление качеством реализуется во всех разделах, потоках операций, фазах и итерациях в RUP. В целом, управление качеством на протяжении жизненного цикла означает реализацию, измерение и оценку и качества процесса, и качества продукта. Некоторые действия по управлению качеством в каждом разделе представлены в следующем списке:

  • Управление качеством в разделе Требования включает анализ набора артефактов требований для согласованности (со стандартами артефактов и другими артефактами), прозрачности (четкая передача информации всем акционерам, заинтересованным лицам и другим ролям) и точности (соответствующий уровень детализации и достоверности).
  • В разделе Анализ и проектирование управление качеством включает оценку набора артефактов проектирования, в том числе согласованность расчетной модели, ее перевод из артефактов требований и в артефакты реализации.
  • В разделе Реализация управление качеством включает оценку артефактов реализации и сравнение исходного кода или исполняемых артефактов с соответствующими артефактами требований, проектирования и тестирования.
  • Раздел Тестирование практически полностью сфокусирован на управлении качеством, поскольку большинство действий этого раздела посвящено трем указанным выше целям управления качеством.
  • Раздел Среда, так же как и раздел Тестирование, включает множество действий, связанных с целями управления качеством. Этот раздел содержит руководство по наилучшей настройке процесса в соответствии с имеющимися требованиями.
  • Управление качеством в разделе Развертывание в результатах проектах включает оценку артефактов реализации и развертывания и сравнение исполняемых артефактов и артефактов развертывания с соответствующими артефактами требований, проектирования и тестирования, необходимыми для доставки продукта заказчику.
  • Раздел Управление проектом включает обзор основных действий по управлению качеством, в том числе проверки и контроль, необходимые для оценки реализации, соблюдения и выполнения процесса разработки.